Всем хорошо известен фотографический приём "эффект струящейся воды", когда при длинной выдержке текущая вода превращается в поток тумана. Достигнуть этого эффекта просто: устанавливаешь фотоаппарат на штатив, зажимаешь диафрагму посильнее, выставляешь минимальную чувствительность, получаешь длинную выдержку и снимаешь текущую воду с сильным смазом.
Но вода течет быстро и успевает смазаться, а что делать, если хочется получить "эффект летящих облаков" или дыма? Тут выдержка должна исчисляться десятками секунд, минутами, и никакие ухищрения с диафрагмой не помогут. Нужно пользоваться плотными нейтральными фильтрами или парой перпендикулярных поляризационных фильтров, а если их нет?
Решение тут тоже простое: нужно сделать длинную серию обычных фотографий, а потом их скомпоновать в графическом редакторе. И тогда мы легко получим что-то вроде этого (наведите курсор на изображение).
Шаг 1.
Делаем длинную серию снимков со штатива. В моем случае их было 60 штук.
Шаг 2.
В загружаем все фотографии в слои графического редактора. В Фотошопе для этого используется команды меню: File / Scripts / Load Files into Stack...
В Слоях получаем колбасу вроде той, что изображена слева.
Теперь осталось расставить на этих 60-ти слоях прозрачность так, чтобы каждый слой вносил в итоговое изображение равную лепту.
Великая сермяжная правда заключается в том, что слои должны иметь прозрачность гармонического ряда. Эти таинственные сермяжные слова означают следующее:
- самый нижний слой, подложка, непрозрачная, Opacity 100%
- слой над ним имеет прозрачность 1/2: Opacity 50%
- следующий слой имеет (не)прозрачность 1/3: Opacity 33%
- следующий слой имеет (не)прозрачность 1/4: Opacity 25%
и так далее.
Шаг 3.
Мне кажется более удобным работать несколько иначе. Я объединяю слои попарно, верхнему слою выставляю прозрачность 50% и объединяю пару в группу. Группы также объединяю в пары, верхней группе в каждой паре выставляю прозрачность 50% и объединяю пару групп в группу второго уровня. И так далее, пока процесс не завершится.
Читать это непонятно, но сделать просто; в результате из колбасы получится ёлочка. Обратите внимание на прозрачность выделенных слоёв.
Аналогичным образом поступаем с группами.
И в этот момент мы увидим, как картинка вдруг изменилась! (Наведите курсор на изображение.)
Шаг 4.
Последние штрихи, которые в моем случае заключались в манипулировании кривыми в светах, тенях и полутенях под масками, изменении насыщенности и затемнении в оттенках синего.