Содержание: (спрятать)

Статья

Цветовое пространство Lab спроектировано таким образом, чтобы цветовая составляющая, каналы a и b были отделены от яркостной составляющей — канала L. Кроме того, канал L отнормирован визуально равномерным образом. Это значит, что ступенька значений ΔL всегда даст визуально одинаковое приращение яркости.

На представленной серой шкале, подобия которой вы можете увидеть на многих фотосайтах, соседние ячейки отличаются на 10 единиц канала L в пространстве Lab. Визуально эта шкала должна быть равномерная: субъективно шаг по яркости (а он равен 10) от ячейке к ячейке должен быть неизменным — в том, конечно, случае, если у вас правильно откалиброван монитор и не лажает браузер.

Аналогично для цветных шкал.

Обратите внимание на примечательную вещь: для средней яркости (L=50) суммы Σ R-G-B каналов в разных цветовых шкалах не совпадают. Визуальная яркость равна, а при этом интенсивность физического света разная. Глаз воспринимает легче зеленый цвет, центральный цвет спектра, и хуже цвета спектральных крыльев, красный и особенно синий. (Это не должно удивлять: чуть сместиться по шкале длин волн в ту или иную сторону — и мы вообще ничего не увидим: там невидимые человеку инфракрасный и ультрафиолетовый диапазоны!)

Таким образом, визуальная субъективная яркость разных цветов одинаковой интенсивности отличается. Проведем простой эксперимент на примере искусственно сформированной «радуги».

Вот как выглядит яркостной L-канал этой картинки.

ToolSaturation.jpg: 216x373, 30k (2011-11-06, 19:54) Сравнивая его с исходным цветным изображением, можно убедиться в истинности тезиса о визуальной неравнозначности разных цветов. Более того, может показаться, что наша радуга изначально сделана криво, и вовсе не обладает одинаковой световой интенсивностью — настолько суъективно значительным кажется перепад яркости.

Проверить это можно просто: достаточно применить инструмент Saturation и вывести движок насыщенности на ноль: мы получим равномерный серый фон.

ToolVibranceSaturation.jpg: 216x373, 22k (2011-11-06, 20:10) Кроме любопытного, но поучительного подтверждения, результат такого эксперимента, увы, означает: использование инструмента Saturation для обесцвечивания реальных фотографий, то есть перевода их в черно-белый вариант, противопоказано. Понятно, почему: конечная черно-белая картинка не будет эквивалентна визуальному восприятию по яркостному контрасту.

Разработчики Photoshop в последних весиях (кажется, с CS3) предложили альтернативный, более адаптированный к субъективному восприятию инструмент для работы с насыщенностью цветов — Vibrance. С его помощью можно насыщать изображения, а можно и обесцвечивать. Выведем в ноль движок Saturation этого инструмента, и вот что у нас получится.

ToolBW.jpg: 216x373, 33k (2011-11-06, 20:22) Обратите внимание: полученное черно-белое изображение не совпадает с каналом яркости L, не совпадает в синей части спектра. Сделано это специально из интересов фотографов, а именно, для затемнения синего неба, в качестве некой иммитации поляризационного фильтра. Решение, конечно, спорное, но весьма эффективное!

А если у фотографа, при переводе изображения в ч/б, стоит задача выделить не небо (или не только небо), но какие-то другие цветовые диапазоны, например, чтобы повысить контраст смысловых частей композиции? Для этого послужит инструмент (сложно догадаться) Black & White. Этот полезный инструмент с большим количеством предустановок позволяет получить при обесцвечивании занятные яркостные эффекты (скажем, иммитировать инфракрасную съемку), но установка по умолчанию дает такую картинку.

Результат работы инструмента Black & White в режиме по умолчанию отличается и от яркостной карты L-канала, и от работы Vibrance/Saturation. К сожалению, у меня нет версий, почему параметры BW выбраны именно такими.

Итог

А итога нет. Эта статья — просто некие Labораторные работы на тему desaturation, проведенные из интереса, и написанная для памяти. Возможно, их результаты еще пригодятся.

Комментировать


Ваше имя:
->

>>

Все альбомы

Навигация