Астропейзаж - штука довольно необычная. Несколько моих экспериментов в этой области хотя и были достаточно успешными (два раза в призах ежегодного конкурса астрофотографии Астрофорума), но уверенности во владении техникой ночной съемки у меня все-таки нет. По-этому статья представляет собой попытку систематизации знаний в этой области и одновременно руководство к последующей деятельности.
Главная особенность астропейзажных съемок в том, что ночью темно. Это значит, на соответствующих длинных выдержках, появление шумов и смаза, причем смазываются в результате вращения небесной сферы сами звезды, которые мы и озабочены фотографировать.
Вторая особенность: объекты съемки - звезды - пиксельных размеров, то есть сравнимы с дефектами матрицы, горячими пикселами.
Чтобы при дальнейшей обработке отснятого материала минимизировать влияние негативных факторов, предусмотрительный астрофотограф должен сделать несколько "заготовок", несколько серий снимков особого свойства? которе будут использоваться дле "выправления", коррекции фотографий неба. Они носят странные имена: офсет (off-set), дарк (dark) и флет (flat). Кстати говоря, «боевые» снимки, снимки, собственно неба, зовутся лайт (light). В дальнейшем я буду не стесняясь пользоваться этими жаргонизмами. Естественно, все серии должны делаться в RAW.
Для чего предназначены эти корректирующие серии?
Офсет | предназначен для борьбы с горячими пикселами. |
---|---|
Дарк | поможет удалить тепловой шум, точнее градиент тепловой засветки матрицы при длинных выдержках. |
Флет | нужен для нормализации освещения фотографического поля: удаления виньетирования, возможного градиента, пыли и битых пикселов. |
Как снимать корректирующие серии?
Офсет | Снимается также с закрытой крышкой; эту операцию достаточно проводить раз в полгода. |
---|---|
Дарк | Снимается просто с закрытой крышкой, в условиях, приближенных к боевым, то есть до или после сессии, при той же температуре аппарата и с теми же параметрами экспозиции и ISO. |
Флет | Снимается "плоский" освещенный фон: это может быть специальный бокс, экран, но я получал наилучшие результаты, просто затягивая объектив плотной белой материей; максимум гистограммы должен располагаться во второй трети или даже во второй трети + 2 ступени. Флеты нужно готовить для каждого объектива и каждого рабочего фокусного расстояния. Необходимо проводить повторно как минимум, если менялся объектив и был шанс заполучить новую пыль. |
Можно сказать, что офсет - это схема горячих пикселов матрицы, дарк - тепловая карта матрицы, а флет - тень оптической системы аппарата.
Мне не терпится привести таблицу параметров съемки корректирующих серий. Вот она.
серия | ISO | Выдержка | Диафрагма | Фокусное расстояние | Число кадров | Задача | Регулярность | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
офсет | как лайт | минимум | - | - | штуки | горячие пикселы | раз в полгода | с закрытым объективом |
дарк | как лайт | как лайт | - | - | штуки | тепловой шум | сессия | с закрытым объективом при той же температуре, что и лайты |
флет | минимум | нормальная | как лайт | как лайт | штуки | виньетирование, пыль | после смены объективов | съемка плоско освещенного фона |
Визуально офсеты и дарки выглядят, естественно, совершенно черными, а флет — белым, но на самом деле это не так. Они несут определенную необходимую информацию. Вот как выглядят отнормированные и специальным образом подготовленные снимки.
Каждая серия «компануется» в так называемый «мастер»-снимок с помощью специализированных программ. Я пользуюсь программой IRIS, о которой со временем напишу отдельно.